Этические действия это

Этические действия это

Основными категориями ЭСР являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Основные этические отношения в социальной работе, возникающие в процессе профессиональной деятельности, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы “человек – Среда”. Это:

отношения между социальными работниками как членами коллектива,

отношения “социальный работник – клиент”,

“социальный работник – социальное окружение клиентов”,

“ социальный работник – различного рода учреждения, организации, частные лица”,

отношения, возникающие между институтом социальная работа как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством и обществом в целом.

Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работе; моральных качеств, которыми должен обладать социальный работник; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.

Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это осознание того, что высшим мерилом ценности поступка является благо общества и клиентов социальной работы, а так как эта деятельность предоставляет социальному работнику возможность принести пользу и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки, то значит, с точки зрения нравственности, это благо и для него самого.

Этические действия. Мотивация.

Социальная работа – вид деятельности. Мы знаем, что любой вид деятельности можно представить следующей структурой: субъект и объект деятельности, цель, мотивация/ принципы деятельности, средства достижения цели и конечный результат. Этические действия – это действия, которые могут получить оценку в соответствии с критериями профессиональных моральных норм и нравственных представлений общества. с этой точки зрения охарактеризуем основные элементы социальной работы как вида деятельности.

Субъектом деятельности в социальной работе являются непосредственно социальные работники, социальные службы и организации. Их этическое регламентируется Этическим кодексом социальной работы. Объект деятельности – лица, нуждающиеся в социальной защите.

Цели. Цель, которую ставит перед собой социальный работник, в общем виде можно выразить формулой: “способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента”. Однако не всегда цель, поставленная клиентом, является достижимой – на это могут влиять такие факторы, как возможности системы социальной защиты и конкретной социальной службы, этичность цели и другие факторы. В том случае, если социальный работник оценил возможную ценность результатов работы для клиента, его социального окружения, для общества в целом как отрицательную, сочтет возможным не предпринимать действий по реализации этой цели или изменить цель, он должен тщательно аргументировать свое мнение и доказать его правильность клиенту.

Мотивация (внутренние побуждения к деятельности). Социальный работник всегда воспринимает свою деятельность с точки зрения не только общечеловеческих или профессиональных ценностей, но и исходя из собственной системы ценностей. Если социальный работник как личность чувствует потребность быть нужным людям, если он готов защитить слабого, если он радуется благополучию своего клиента и гордиться его успехами, то можно говорить, что внутренняя положительная мотивация имеет место. Если присутствует только внешняя мотивация – например, удобный режим работы, зарплата и т.п. – то деятельность будет менее эффективной.

Средства. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства – материальные и духовные. Главный этический принцип при этом – “не навреди. Несмотря на то, что цель, поставленная социальным работником может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Действия. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Клиент – полноправный участник совместной деятельности по решению его проблемы, ответственность по реализации цели всегда полностью возлагается на социального работника.

Конечный результат. Результат – это естественный ожидаемый продукт деятельности. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого – это зависит и от объективных, и от субъективных причин. В любом случае соц. работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т.е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи

14.Основными функциями социальной работы являются:

-диагностическая — изучение социальным работником особенностей группы людей, степени влияния на них микросреды и постановка "социального диагноза";

-прогностическая — программ-е и прогноз-е влияния на объекты социальной среды;

-предупредительно-профилактическая — приведение в действие социально-правовых, юр-х, псих-х, соц-мед-х, пед-х и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Т. о., предупредительно-профилактическая функция предполагает не только оказание разнообразной помощи и поддержки оступившимся людям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности.;

-социально-психологическая -различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений;

коммуникативная функция — установление контакта с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке;

-рекламно-пропагандистская функция — организация рекламы соц. услуг, пропаганда идей соц. защиты человека;

нравственно-гуманистическая функция — придание социальной работе высоких гуманистических целей

Функции социальной работы определяют и ее структуру, и уровни.

15.Личностно-нравственные качества социального работника, их краткая характеристика и методы формирования. Специалист по социальной работе обеспечивает решение многих социальных, психологических, педагогических, этических, правовых проблем общества и человека; предупреждает развитие негативных тенденций в обществе, содействует улучшению психического и физического здоровья, развитию возможностей самореализации каждого человека, повышению качества его жизни. в самом определении социальной работы можно заметить, что данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста. Специалисты по социальной работе ответственны за судьбу человека, его физическое, психическое и социальное благополучие, что входит в определение здоровья, записанное в уставе ВОЗ.Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально. Нравственное поведение соц. работника определяется такими качествами его личности, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, творческое мышление и, конечно же, стремление к самосовершенствованию. Очень важно еще одно личностное качество – эмпатия. Центральной характеристикой соц. работника является милосердие. Другой важный компонент деятельности социального работника — его проф. умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. качества, необходимые для определения проф пригодности к осуществлению соц. работы для соц. работника:

Читайте также:  На веке пузырек фото

— высокий уровень интеллектуального развития; хорошая саморегуляция; навыки самодисциплины; способность проявлять терпимость; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; физическая сила, выносливость; способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок; здравый смысл, умение четко мыслить; чуткость. Кроме личностных качеств, рассмотренных выше необходимо отметить, что социальный работник должен быть примером и образцом для подражания со стороны других в мыслях, чувствах и поступках; должен вызывать у человека благородные чувства, желание и стремление становится лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей; должен вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию; социальный работник должен находить нужный стиль общения с каждым, добиваясь его расположения и взаимопонимание. Он должен приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитуемого. Социальный работник должен вызывать к себе уважение со стороны людей, пользоваться неформальным признанием с их стороны, иметь авторитет.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1059 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее [2] . Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений [1] .

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует [1] . Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Содержание

Предмет этики [ править | править код ]

Некоторые исследователи отмечают сложности с определением предмета этики как философской дисциплины. В отличие от естественных наук, чей предмет связан с миром природных явлений, что даёт возможность обозначить предмет указанием на объекты реальности, этика и философия предполагают усвоение некоторого минимума философских знаний, чтобы пришло понимание предмета. Обзор истории этических представлений [⇨] позволяет ознакомиться с предметом этики [3] .

Основные проблемы этики [ править | править код ]

  • Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков.
  • Проблема смысла жизни и назначения человека
  • Проблема свободы воли
  • Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья[1]

Классификация этических ценностей [ править | править код ]

Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

  • ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;
  • ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;
  • прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь [4] .

История этики [ править | править код ]

Краткий обзор [ править | править код ]

Выделение этики как особого аспекта философии связано со сделанным софистами (V в. до н. э.) открытием, что установления культуры существенно отличаются от законов природы. В отличие от природной необходимости, которая всюду одна и та же, законы, обычаи, нравы людей разнообразны и изменчивы. Появилась проблема сопоставления различных законов и нравов с целью выяснить, какие из них лучше. Выбор между установлениями культуры, различающимися у разных народов, а также меняющимися от поколения к поколению, оказался зависимым от их обоснования. Источником их оправдания оказывался разум [3] .

Эта идея была подхвачена и развита Сократом и Платоном [3] .

Этика неотделима от философии уже при самом её возникновении [5] . Этот термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основные добродетели — это умеренность и благоразумие.

Согласно ученику Платона Аристотелю, цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь. «Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики)» [3] .

Исходным пунктом этики являются не принципы, а опыт общественной жизни, поэтому в ней недостижима такая же точность, какая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается «приблизительно и в общих чертах» [3] [6] .

Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности — своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна ради неё самой, а не являться средством для какой-то иной цели. Именно она как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов [3] .

Высшее благо принято называть счастьем. Для счастья нужны внешние блага и удача, но главным образом оно зависит от совершенной деятельности души — от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики [3] .

В широком значении этика у Аристотеля — наука о полисе (политическая наука), задающая основу для политики и для экономики [3] .

Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», — существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция [7] , встречается в Мишне [8] .

В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.). Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.

Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного Бога, Бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к Богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью. Следует иметь в виду, что классические исследования этики проводились, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом. Преодолеть этот субъективизм стремится аналитическая этика, использующая, в частности, формальную логику для анализа этических высказываний и построения общезначимых этических суждений.

Читайте также:  Итальянские пальто из кашемира бренды

Современное состояние этики [ править | править код ]

  • Современность приводит с одной стороны к релятивизации этики (нигилизм), а с другой стороны — к расширению поля этического: понятие добра распространяется на взаимоотношения с природой (биоцентрическая этика) и научные эксперименты (биоэтика).
  • На волне феминизма этика получила гендерное истолкование: вместо абстрактной гуманности или человечности (критика которых достигла апогея в постмодернистской концепции «смерти человека») добродетели могут группироваться по оппозиции мужественности и женственности.
  • Альбертом Швейцером выдвинут принцип благоговения перед жизнью, основанный на этике ненасилия Льва Толстого и Махатмы Ганди. В своей книге «Культура и этика» А. Швейцер проанализировал историю этики и её состояние в XX веке, а также наметил пути её развития.
  • Тейяр де Шарден в своем труде «Феномен человека» объединяет традиционную этику с теорией эволюции.
  • Развитие медицины и биотехнологий привело к быстрому развитию биоэтики как анализа возникающих при принятии медицинских, судебно-юридических и прочих подобных решений этических затруднений.
  • Логико-математические аспекты морального выбора изучаются в теории игр, пример — дилемма заключённого.

Разделы этики [ править | править код ]

Являясь практической, нравственной философией, описывающей правильное и достойное поведение, этика в то же время является системой знаний о природе и происхождении морали. Это определяет наличие двух основных её функций — нравственно-воспитательной и познавательно-просветительской, поэтому в этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века [9] .

Теоретическая этика [ править | править код ]

Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.

Существуют научные дисциплины помимо этики, изучающие мораль в составе своей предметной области:

  • Социология и социальная психология занимаются общественными функциями морали, декларируемые ею правила в сравнении с другими общественными явлениями;
  • Психология личности изучает физиологическую основу морали;
  • Логика и лингвистика — язык морали, правила и формы нормативно-этической логики.

Результаты исследований, полученных этими науками, имеющие отношение к сущности, происхождению и функционированию морали и нравственности, использует и обобщает теоретическая этика [9] .

Направление аналитической этики, анализирующее саму этику как научную дисциплину, а также происхождение и значение этических категорий и понятий методами логико-лингвистического анализа [10] . С метаэтикой связываются этические исследования начала и середины XX века. Первым исследованием в области метаэтики считается работа Джорджа Э. Мура «Принципы этики». Вопросами о предмете, структуре и назначении этики в словарях, справочниках и учебниках фактически занимается метаэтика [11] .

Нонкогнитивизм, как направление метаэтики, подвергает сомнению когнитивный статус этики, то есть познаваемость этических понятий в связи с их неопределённостью и, соответственно, сам факт допустимости существования этики как науки. Стремясь адекватно исследовать разнообразные этические концепции и разобраться в аргументах когнитивизма и нонкогнитивизма, метаэтика использовала понятия и представления общей философии и аксиологии, общей и социальной психологии, социологии, биологии и т. д. когнитивистский подход не ограничен одной только областью этики, он является одним из важнейших методологических принципов философии сознания в целом. Тем самым знание понимается не в узком смысле этого слова (как отражение реальности), но и включает в себя человеческие ценности, цели, нормы, предпочтения, интересы, волю, аффекты и пр. Реально в истории философии фактически господствовал когнитивизм, он представлялся непосредственным и самоочевидным, не требующем обоснования или формулирования [11] .

Нормативная этика [ править | править код ]

Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев [11] .

Нормативная этика ставит своей целью поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, задаёт нормы поведения в повседневных жизненных ситуациях. Апеллируя к разуму, нормативная этика использует доказательство, довод, аргумент, этим она, в отличие от морализаторства, привлекательна для критически мыслящей личности, формирует нравственные убеждения. Рассуждения, осмысленно обосновывающие положения морали, превращают внешние для личности моральные нормы во внутренние чувства, мотивирующие поведение [9] .

Непререкаемость статуса моральных понятий и оценок осуществляется двумя основными путями — придания им либо сверхъестественного мистического, божественного смысла, либо естественно-объективного смысла [9] .

Нормативная этика может рассматриваться с двух позиций: когнитивистской и нонкогнитивистской. При этом с точки зрения нонкогнитивистской позиции нормативная этика рассматривается как элемент морального сознания и ей противопоставляется дескриптивная этика как знание о морали. С когнитивистской позиции нормативная этика не различается с моралью и, таким образом, является собственным объектом изучения, а понятия морали и знания о морали смешиваются [11] .

Прикладная этика [ править | править код ]

Прикладная (практическая) этика изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.

Разделы прикладной этики [ править | править код ]

  • Биоэтика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности. В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.
  • Компьютерная этика
  • Медицинская этика
  • Профессиональная этика
  • Врачебная этика
  • Юридическая этика
  • Социальная этика
  • Политическая этика
  • Экологическая этика
  • Деловая этика
  • Типы этических концепций [ править | править код ]

    Существует большое число разнообразных этических систем, различающихся по их содержанию и обоснованию. Концепции гетерономной этики считают что, мораль имеет внешний по отношению к человеку закон, даваемый извне, например Богом. Религиозная этика, в том числе христианская этика, обосновывает мораль авторитарно, при этом Бог олицетворяет Добро, нормы нравственности выступают в качестве божественных заповедей и поэтому являются безусловно обязательными. Поскольку Бог нередко контролирует выполнение своих законов, воздавая каждому по заслугам, самоценность Добра и других моральных ценностей теряется, её заменяют угроза наказания или обещание награды [9] . Автономная этика предполагает, что человек сам создаёт свою нравственность, формальной этикой или материальной этикой ценностей. Абсолютная этика (моральный абсолютизм) считает моральные ценности существующими независимо от их признания, относительная этика (моральный релятивизм) рассматривает моральные ценности зависящими от деятельности человека. В зависимости от целей субъекта этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской [12] . Социальная этика — учение о нравственных отношениях и обязанностях, связанных с жизнью в обществе [13] . Контекстуальная этика считает, что принятие морального решения в данной конкретной ситуации зависит не от общих принципов и норм нравственности, а от условий данной ситуации, то есть от контекста.

    Читайте также:  Антивозрастная тональная основа

    Профессиональная этика — наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, которые соответствуют сущности профессии и обеспечивают должный характер взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности.
    Профессиональная этика вместе с тем — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

    П.Э. возникает первоначально как явление обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения систематизируются в виде кодексов, которые заключают в себе не только требования к содержанию и результатам деятельности, но и к отношениям, возникающим в процессе деятельности.
    В практике повседневной деятельности П.Э. представляет собой совокупность норм поведения специалистов.

    Объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом — возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

    Основными категориями ЭСР являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

    Основные этические отношения в социальной работе, возникающие в процессе профессиональной деятельности, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы “человек — Среда”. Это:

    • отношения между социальными работниками как членами коллектива,
    • отношения “социальный работник — клиент”,
    • “социальный работник — социальное окружение клиентов”,
    • “ социальный работник — различного рода учреждения, организации, частные лица”,
    • отношения, возникающие между институтом социальная работа как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством и обществом в целом.

    Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работе; моральных качеств, которыми должен обладать социальный работник; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.

    Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это осознание того, что высшим мерилом ценности поступка является благо общества и клиентов социальной работы, а так как эта деятельность предоставляет социальному работнику возможность принести пользу и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки, то значит, с точки зрения нравственности, это благо и для него самого.

    Этические действия. Социальная работа — вид деятельности. Мы знаем, что любой вид деятельности можно представить следующей структурой: субъект и объект деятельности, цель, мотивация/ принципы деятельности, средства достижения цели и конечный результат. Этические действия — это действия, которые могут получить оценку в соответствии с критериями профессиональных моральных норм и нравственных представлений общества. с этой точки зрения охарактеризуем основные элементы социальной работы как вида деятельности.

    Субъектом деятельности в социальной работе являются непосредственно социальные работники, социальные службы и организации. Их этическое регламентируется Этическим кодексом социальной работы. Объект деятельности — лица, нуждающиеся в социальной защите.
    Цели. Цель, которую ставит перед собой социальный работник, в общем виде можно выразить формулой: “способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента”. Однако не всегда цель, поставленная клиентом, является достижимой — на это могут влиять такие факторы, как возможности системы социальной защиты и конкретной социальной службы, этичность цели и другие факторы. В том случае, если социальный работник оценил возможную ценность результатов работы для клиента, его социального окружения, для общества в целом как отрицательную, сочтет возможным не предпринимать действий по реализации этой цели или изменить цель, он должен тщательно аргументировать свое мнение и доказать его правильность клиенту.
    Мотивация (внутренние побуждения к деятельности). Социальный работник всегда воспринимает свою деятельность с точки зрения не только общечеловеческих или профессиональных ценностей, но и исходя из собственной системы ценностей. Если социальный работник как личность чувствует потребность быть нужным людям, если он готов защитить слабого, если он радуется благополучию своего клиента и гордиться его успехами, то можно говорить, что внутренняя положительная мотивация имеет место. Если присутствует только внешняя мотивация — например, удобный режим работы, зарплата и т.п. — то деятельность будет менее эффективной.
    Легитимизация — правовое обоснование, принципы, на которые социальный работник или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. Это нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждения, органов соцзащиты и их работников (законы, должностные инструкции, Положения о социальной организации, федеральная или местная социальная программа, договор с клиентом и т.п.). В любом случае содержание этого документа должно отвечать критериям нравственности.
    Средства. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — материальные и духовные. Главный этический принцип при этом — “не навреди”. Однако необходимо помнить, что “использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели” (Фромм Э. Психоанализ и этика” -М., 1993. -С.152). Несмотря на то, что цель, поставленная социальным работником может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.
    Действия. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Несмотря на то, что клиент — полноправный участник совместной деятельности по решению его проблемы, ответственность по реализации цели всегда полностью возлагается на социального работника.
    Конечный результат. Результат — это естественный ожидаемый продукт деятельности. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого — это зависит и от объективных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т.е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он также должен хорошо знать о возможных объективных препятствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе разработки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.

    Таким образом, целью Э.С.Р. является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, задачей — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.

    Ссылка на основную публикацию
    Эпиляция воском над верхней губой
    В жизни так устроено, что мужские и женские стандарты красоты сильно отличаются. Если мужчину усики над верхней губой украшают, то...
    Шерстяной пояс для спины
    Бывает, что человек застудится, и начинает чувствовать постоянный холодок в области поясницы. Эта часть нашего тела довольно чувствительна и быстро...
    Шерстяной сарафан с чем носить
    В офисе стиль должен быть подчёркнуто деловым, при этом одежда должна быть удобной и хорошо сочетаться с другими предметами гардероба....
    Эпителий плоский в мазке норма у женщин
    Эпителий в мазке исследуют в рамках анализа на флору половых органов. Цель микроскопии – обнаружение инфекционных и воспалительных процессов. У...
    Adblock detector