Что такое мелизмы в вокале

Что такое мелизмы в вокале

Что такое вокальные приемы?

Каждый яркий вокалист имеет в арсенале свои особенности исполнения, своеобразные техники, которые украшают голос, придают ему чувственность, выразительность и сексуальность. Эти иногда незаметные мелочи завораживают слушателя, потому что придают песням особый “оттенок”. Без таких нюансов голос звучит плоско и по-пионерски.

Но не стоит забывать, что это всего лишь украшения, поэтому не надо повсеместно их использовать. Осваивайте их постепенно и уместно вкрапляйте их в свои произведения. Давайте рассмотрим некоторые вокальные приемы и разберемся, каким образом они рождаются.

Вибрато

Без этого вокального приема голос звучит прямолинейно и невыразительно. Вибрато сильно распространено в академическом пении, и там является основным украшением голоса. Его можно услышать не только в голосе певца, но и при звучании музыкальных инструментов (тремоло). Например, в случае со струнными инструментами, это результат колебания пальца.

Чем же вызвано вибрато в голосе, и что представляет собой этот вокальный приём? Вибрато — это быстрое изменение громкости, высоты звука и его тембральной характеристики. Правильное вибрато образуется в резонаторах и ни в коем случае не делается на связках. Конечно, вы будете чувствовать вибрацию и в гортани, но это будут лишь отголоски резонанса. При качественном выполнении этот прием расслабляет голос и дарит ему ощущение свободы.

Абсолютное владение своим голосовым аппаратом предполагает сознательное управление этим эффектом. Бывает, что вибрато возникает случайно и является слишком частым или даже постоянно присутствует при звукоизвлечении. В этом случае необходимо учиться петь на опоре ровным голосом, чтобы исправить ситуацию. Неконтролируемое вибрато может говорить о том, что у вас плохо развита диафрагма и у звука нет опоры.

Субтон

Этот приём часто используется в современной поп-музыке как в западном мире, так и на нашей эстраде. Фокус заключается в том, что к чистому голосу добавляется поток воздуха, что на выходе рождает сипяще-шипящий звук. Вставки, спетые на субтоне, обогащают песню не только динамикой, но и дарят ей чувственность и нежность, сближая исполнителя со слушателем. Субтон в пении можно сравнить с шёпотом в речи, именно поэтому с помощью него создается эффект присутствия.

Что же происходит, когда мы поем на субтоне? Мы выпускаем довольно мощную струю воздуха, приводим голос в активное состояние, но связки смыкаем не до конца. В данном случае они находятся в напряжении, а расход воздуха увеличивается примерно в 2 раза по сравнению с тем, как происходит при “чистом” пении.

Этот вокальный приём не вызывает сложностей, если вы владеете своим голосом и поёте на опоре. Использовать его для постоянного пения не стоит, вы можете навредить своим связкам.

Мелизмы

Мелизматическое пение — это довольно сложный, но очень красивый вокальный прием. Он заключается в том, что вокалист пропевает ноту, совершая быстрые движения вверх и вниз, но делает это супер технично. Мелизмы распространены не только в современной музыке, в частности, стилях R’n’b и “Соул”, их можно встретить также в академическом пении и даже в народном вокале.

Существует много разновидностей этого приема, кстати, к ним относится и вибрато, которое я решила в этой статье вынести отдельным пунктом по причине его частого использования. Более того, вибрато является самым простым мелизматическим приемом.

Читайте также:  Как обработать край скатерти

В переводе с греческого это понятие переводится как “песнь, мелодия”. Так и есть, мелизм — это отдельная мелодия в пределах одного слога, не меняющая ни темп, ни ритмический рисунок основной вокальной линии. Она придает произведению тонкую нюансировку и такое разнообразие, что возникает непреодолимое желание слушать его снова и снова, настолько оно интересно. Однако не стоит забывать, что каждый стиль требует или, наоборот, не приемлет тех или иных техник. Перебор с мелизмами может превратить красивую песню в набор звуков, поэтому не забываем об уместности.

Учиться этому приему, как и всем остальным, следует только после постановки голоса и нахождения вокальной позиции. Нельзя сказать, что он простой, но постоянная тренировка с помощью специальных упражнений рано или поздно сделает свое дело.

Я думаю, что вы представляете себе такой вокальный прием, как рык. Приведу в пример Christina Aguilera, у которой он встречается довольно часто и ярко выражен. Чаще всего он используется для того, чтобы подчеркнуть важность фразы или выразить сильную эмоцию. Он очень модный сегодня, и многие вокалисты непременно хотят им овладеть.

Что вам важно знать об этом приеме, чтобы не навредить себе, если вы соберетесь его повторить? Во-первых, ваш голосовой аппарат уже должен быть настроен на правильное звукоизвлечение. Здесь очень важна опора дыхания. Во-вторых, ни в коем случае он не делается на связках. Необходимо перенести нагрузку ниже, на ваш грудной резонатор, стараясь извлекать звук с помощью бронхиальной системы и трахеи.

Не путайте его с экстремальным вокалом. Данный приём применяется редкими вкраплениями, один-два раза в песне. Если его использовать постоянно, то это станет намеком на ваш “дурной тон” и не лучшим образом может отразиться на работе ваших связок.

Бэлтинг

Эта вокальная техника вызывает много вопросов и обсуждений. Бэлтингом называется пение на высоких нотах в полную силу, то есть вокал переходит в приятный на слух крик. Вокалист поет громко, в полную мощь, не переходя на фальцет в верхнем регистре. Представители классической школы bel canto не приемлют эту технику, используется она именно в эстрадном попвокале.

Многие известные вокалисты так поют от природы. На самом деле все мы способны орать в детстве так, что за версту слышно, и при этом нет проблемы для связок. Но лишь единицам удалось сохранить эту технику и пользоваться ей в сознательном возрасте.

Бэлтингу можно научиться, но необходимо собрать непростую комбинацию факторов: это вокальная опора, сила голоса, его направленность “в маску” и способность пользоваться природным криком. И никогда не забывайте о том, что каждый из вас индивидуален и ваши физиологические особенности во многом определяют звучание. Поэтому бэлтинг известных вокалистов звучит по-разному, вызывая спорные моменты по поводу того, он это или не он.

Смотрите вокальные приемы на видео:

В этом коротком видео вы можете ознакомиться со всеми вокальными приемами, о которых я написала, на примере известных вокалистов.

Выводы

Слушайте любимых исполнителей и подмечайте в их голосе нюансы, которые делают его особенным. Конечно, каждый человек обладает уникальным тембром, поэтому не старайтесь подражать и копировать, лучше изучайте и применяйте эти техники на себе.

Повторюсь, что осваивать вокальные приемы можно только тогда, когда ваш голос уже настроен на правильное звукоизвлечение. Если вы только начали заниматься вокалом и не уверены в том, что голосовой аппарат готов принять на себя более существенные нагрузки, проконсультируйтесь с педагогом.

Читайте также:  Бренды женского нижнего белья список

А еще я открою вам маленькую тайну. Когда вы действительно научитесь петь правильно, то сами начнете использовать эти приемы интуитивно, чтобы окрасить фразу эмоционально. Это и есть выразительное пение. В один прекрасный день совершенно незаметно из вас “польётся” голос с вибрато или выскочит “звериный рык”. Никто ведь не придумывал ничего специально: люди выражали свои чувства, и голос подстраивался под сильную эмоцию. Так и появились приемы, которые мы теперь изучаем.

Кто знает, может, однажды вы проявите себя как первопроходец и привнесете нечто новое в вокальную культуру? Постоянная работа, упорство и желание достичь цели помогут вам в этом! Однако самое важное — это вовсе не повсеместное увлечение вокальным приемами, а выразительное пение, когда вы ловите настроение и образ, необходимый именно для данной песни. И никакие “завитушки” не помогут, если нет понимания сути и искренности исполнения.

* Хотите освоить какой-то из вокальных приемов или просто научиться петь? Тогда приходите на занятия вокалом по скайпу. Ждем вас! 🙂

2 thoughts on “ Вокальные приемы ”

Елена, Спасибо большое за эту статью и видеосюжет о примерах вокальных приемов! Спасибо, что не забываете о тех, кто с вниманием следит за Вашими советами!)))

Оксана, спасибо большое за отзыв. Мне очень приятно!

Что делает мелодию красивее? Добавляет особенный почерк и стиль, делает переливчатой и ласкающей слух? Конечно, мелизмы, или фиоритуры. Фигуры, добавляющие к звуку «соловьиные трели», добавочные тона, которые используются при игре на музыкальных инструментах и в пении. Наверное, каждый музыкант любит украшать своё исполнение фиоритурами, чтобы звук лился мягче, душевнее, эмоциональнее.

Кто придумал мелизмы и их обозначения? Как они вошли в музыкальный обиход и поселились практически в каждом классическом произведении? Какие бывают разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса?

История орнаментики

Орнамент – это украшение в виде узора на предметах или стенах здания, на оружии и даже на теле человека. Он призван сделать связанную с ним поверхность особенной, выполнить тематический акцент. Такие же орнаменты музыканты издревле решили делать в своих мелодиях, только не красками и камнями, а звуками. Такое «прихорашивание» музыки вспомогательными тонами назвали орнаментированием, а учение о способах и приемах украшения – орнаментикой.

Традиционно орнаментика связывается с импровизацией. Это позволяет выстроить немудреную цепочку эволюции от вольной орнаментики в народном музыкальном творчестве до средневекового импровизированного дисканта и диминуций эпохи Возрождения. Однако церковная музыка не очень располагает к «соловьиным трелям» и предпочитает строгое следование канонам, поэтому решим, что отправной точкой развития истории мелизмов стал XVI век в Италии.

Мелизматический вокал в классическом исполнении иллюстрирует американская оперная дива Joyce di Donato. Итак, ария Элен «Tanti affetti» из оперы «Дева озера» Дж. Россини:

Гуманизм и антропоцентризм того времени, интерес к глубоким душевным переживаниям человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке. Именно из ренессансной техники «выкристаллизовались» мелизмы, которые мы используем и поныне. Большую популярность имели музыкальные орнаменты в произведениях для клавесина. Из-за специфического устройства этого инструмента звуки, извлекаемые музыкантом, быстро затухали. Мелизмы позволяли продлить звучание, сделать его более льющимся.

Читайте также:  В каком возрасте начинается пмс

Разновидности современных мелизмов

Основные виды мелизмов:

  • Трель. Быстрое повторяющееся чередование двух коротких звуков. Дополнительная нота, с волнистой линией, обозначается на нотном стане над основной. Именно этот мелизм сильнее всего напоминает пенье птиц. Слово «трель» используется и для обозначения недолгого мелодичного звука.
  • Форшлаг. Стоит на нотном стане непосредственно над основной нотой и исполняется за счет её длительности. Бывает короткий – один звук, и длинный – несколько звуков.
  • Группетто. Самое сложное, но и красивое, музыкальное дополнение. Суть в том, что основная нота «расширяется» верхними и нижними вспомогательными звуками. Обознается завитком по типу математической бесконечности.
  • Мордент. Чередование основного звука со вспомогательным. На него указывает линия, напоминающая кардиограмму человека под наклоном.
  • Вибрато. Изменение высоты или тембра звука, обозначается плавной волнистой линией.

Вокал, фортепиано, скрипка, гитара – мелизмы присутствуют в обиходе любого музыканта. Самое любимое мелодическое украшение гитаристов – апподжатура, это «прислоненная» нота, похожая на форшлаг, однако более длительная.

Как научиться владеть техникой мелизма?

Овладение мелизмами в совершенстве – непростая задача. Главное правило для музыкантов – многочасовые упражнения и развитие техники, скорости игры.

Вокалистам, чтобы владеть спецификой опевания нот, необходимо тренировать и укреплять связки, развивать дыхание при помощи диафрагмы.

Форшлаг. Это короткий звук предшествующий основному. На нотном стане записывается маленькой нотой перед основным звуком. Бывает короткий, состоящий из одного звука, бывает длинный, состоящий из нескольких звуков. Также, форшлаги бывают перечёркнутыми и не перечёркнутыми. Перечёркнутые форшлаги исполняются быстро, не меняя длины основного звука, не перечёркнутые форшлаги делят основной звук по длительности вдвое. То есть исполняются за счёт длины основного звука.

Группетто. Это опевание основного звука сверху или снизу, состоящее из четырёх звуков, исполняющееся за счёт длительности основного звука.

Мордент. Состоит из трёх звуков: основного, вспомогательного, основного. Существует два вида мордента: 1 – вспомогательный звук исполняется на секунду выше основного; 2 – вспомогательный звук исполняется ниже на секунду основного.

Как овладеть техникой исполнения мелизмов? По сути говоря, мелизмы разучиваются так же как и основная мелодия. Специальной техники овладения вокальными мелизмами не существует, ведь это всего лишь дополнительные ноты, которые должен исполнить вокалист. Так что достаточно уметь читать мелизмы в нотах и знать, что зашифровано под каждым обозначением.

Для чего нужны мелизмы? Мелизмы используются во многих музыкальных жанрах, они служат для украшения мелодии, наполнения её дополнительными элементами, чтобы разнообразить звучание, выразить необходимые эмоции, придать музыке неповторимый колорит.

«>

Ссылка на основную публикацию
Что обозначает чокер на шее у девушки
Чокер (от англ: «choker» — душитель) — короткое ожерелье, которое плотно прилегает к шее, оснащено регуляторами размера. Такое украшение имеет...
Что делать если замша стерлась на обуви
Рано или поздно перед обладательницами пары модных сапожек или туфель встает проблема — нужно восстановить замшевую обувь, которая была так...
Что делать если красятся туфли внутри
Вы купили новые туфли, и, казалось бы, счастью не должно быть предела, но как только вы их сняли, увидели, что...
Что обозначают буквы на бегунках молний
Буквы на слайдерах (бегунках) обозначают: A неразъемная молния (нр.м.) B разъёмная молния (р.м.) с 1м замком C р.м. с 2мя...
Adblock detector